Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................ 3 1.1 Пояснительная записка ..................................................................................................................... 3 1.2 Цели и задачи .................................................................................................................................... 3 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы ...................................................................... 4 1.4 Планируемые результаты ................................................................................................................. 4 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................... 5 2.1 Основные разделы программы ......................................................................................................... 5 2.2 Содержание основных разделов программы ................................................................................... 5 Раздел 1. Строение человека .................................................................................................................. 5 Раздел 2. Значение здорового питания .................................................................................................. 5 Раздел 3. Как поддержать и укрепить свое здоровье ............................................................................ 5 2.3 Тематическое планирование............................................................................................................. 7 Вторая младшая группа .......................................................................................................................... 7 Средняя – старшая группа .................................................................................................................... 12 Подготовительная группа ..................................................................................................................... 18 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................... 25 3.1 Учебно-методическое обеспечение программы ............................................................................ 25 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды ................................................ 25 3.3 Работа с родителями ....................................................................................................................... 25 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Одной из тенденций развития образования в современной России является стремление к гуманизации пространства детства. В связи с этим актуализируется вопрос состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка, нормальный рост, физическое и психическое развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Более 70% времени бодрствования ребёнок 2-7 лет проводит в детском саду. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, - воспитание здорового человека. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка. Она раскрывает основные средства физического воспитания, динамику формирования интегративного качества личности ребенка. Теоретическая значимость и новизна программы заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала. Практическая значимость программы состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения и в семейном воспитании. Программа «Здоровячок!» разработана на основе: 1. Авторской парциальной программы Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; 2. Программы В. Г. Алямовской «Здоровье»; 3. Программы «Оздоровления детей дошкольного возраста» Маханевой М.Д.; 4. ОП МДОУ Старо-Татауровский детский сад «Подснежник»; 5. Календарным графиком МДОУ детский сад «Подснежник»; 6. Тематическое планирование МДОУ детский сад «Подснежник». Реализация парциальной программы «Здоровячок!» осуществляется в рамках образовательной деятельности и в совместный деятельности педагога с детьми. Осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, просмотр видеофильмов, праздников с детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 18 занятий (2 раза в месяц, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 18 занятий (2 раза в месяц, 20 мин.), с детьми старшей группы 18 занятий (2 раза в месяц, 25 мин.), с детьми подготовительной к школе группы – 18 занятий (2 раза в месяц, 30 мин.). 1.2 Цели и задачи Цель: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни Задачи: - формировать представления о собственном организме: его кровеносной, дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной системами, строением тела человека, функциями различных органов; - познакомить детей с внешним строением человека, с возможностями своего организма - развивать умение различать индивидуальные особенности своей внешности, возраста; - формировать представления о полезных продуктах питания, о важности соблюдения режима дня; - развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение; - дать понятие о зависимости здоровья от двигательной активности и питания; - воспитывать желание заботиться о своем здоровье, поощрять стремление вести здоровый образ жизни. 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы - Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками. - Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. - Принцип результативности и гарантированости - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня. - Принцип целостности, комплексности педагогических процессов - непрерывность процесса оздоровления и тесное взаимодействие педагогов и медицинского работника ДОУ. - Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания – главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима. - Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу - создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе. 1.4 Планируемые результаты В результате реализации программы дети знают: - первоначальные основы здорового образа жизни; - имеют стойкую мотивацию бережного отношения к своему здоровью; - понимают важность правильного питания, способы профилактики заболеваний (опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ЖКТ); - сознательно применяют правила ЗОЖ. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Основные разделы программы Строение человека Значение здорового питания Как поддержать и укрепить своё здоровье 2.2 Содержание основных разделов программы Раздел 1. Строение человека - Строение тела человека. - Кожа человека и для чего она нужна. - Органы чувств и их значение для человека. - Функции органов человека. - Зубы. - Скелет, мышцы. - Шея и спина. - Назначение глаз и их роль в жизни человека - Сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека. - Органы дыхания. - Скелет и мышцы. Раздел 2. Значение здорового питания - Полезная и вредная еда. Здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия. - Основы правильного питания и полезной пищи - Полезные и вредные продукты для наших зубов. - Вкусная и невкусная пища. - Взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ. - Полезные продукты в огороде и саду. Раздел 3. Как поддержать и укрепить свое здоровье - Гигиена тела. - Мытье рук. - Полезные упражнения для шеи; спины, для чего их нужно выполнять правильно и регулярно? - Упражнения профилактической зрительной гимнастики, правила личной гигиены для глаз, как бережно относиться к своему зрению, комплексы гимнастики для глаз. - Бережное отношение к своему сердцу. - Заботливое отношение к своим близким. - Профилактика некоторых заболеваний. - Самомассаж и упражнения су-джок терапии - Польза витаминов. - В каких продуктах какие витамины. - Почему люди болеют простудными заболеваниями? - Профилактика вирусных заболеваний? - Правильная осанка и её значение для человека - Укрепление мышц. - Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки: отжимания, пресс, «лодочка», «Велосипед». - Правильно чистить зубы. - Носовое и ротовое дыхание. - Упражнения дыхательной гимнастики - Правила ЗОЖ; - Коммуникативные умения, артикуляционная, мелкая и общая моторика. - Настроение. - Профилактика гриппа и ОРВИ. 2.3 Тематическое планирование Вторая младшая группа НОД, дата: № п/п 1. стр.19 2. стр 27 3. стр 31 4. стр. 45 Раздел, тема: «Вот какой я!» (как устроено человека) Задачи: Познакомить со строением тело тела человека; расширить знания об их назначении. - развивать интерес к познанию собственного организма - воспитывать гигиену тела «Здоровая пища и - закрепить представления о правильное питание» том, какая еда полезная, какая вредная. Почему? - довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия. «Я здоровье сберегу- сформировать сам себе я помогу» представления о том, что с использованием человек может уберечь себя интерактивной доски от некоторых заболеваний закрепить навык самомассажа и упражнения су-джок терапии развивать любознательность и интерес к окружающему миру - воспитывать желание и стремление быть здоровым «В гости к Витаминке» - дать детям более широкое игра-путешествие понятие о пользе Содержание: Оборудование: Просмотр презентации «Вот какой я!», Беседа: «На кого я похож?» чем я отличаюсь от других? Мои помощники (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д) Какие бывают люди? Д/игра «Не ошибись!» (показать части тела, правильно их назвать) Беседа по вопросам: - что я люблю из еды? Игра «Полезно – не полезно» (настольное лото) Плакаты, презентация с изображением тела человека. Беседа по вопросам: - почему люди болеют простудными заболеваниями? - что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний? Игровое упражнение «Полезные советы доктора Айболита!» (фрукты и овощи; закаливание; прогулки на свежем воздухе; чистота — залог здоровья.) Викторина-презентация «Полезные советы Айболита». раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, мяч Беседа по вопросам: - для всем чего нужны Плакаты, презентация, витамины? раздаточные карточки 5. стр. 22 «Чистота – здоровья». Практическое учимся мыть умывать лицо. залог — руки, 6. стр.52 «Моё тело», с использованием интерактивной доски 7. стр. 53 по Кареповой «Моя правильная осанка». Практическое — учимся держать осанку в И.п стоя, и И.п. сидя. «витаминов» - обогащать словарный запас детей, связную речь - продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ формировать представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают знакомиться с окружающим миром - обобщать имеющиеся у детей знания о функциях органов человека стимулировать познавательные процессы детей - закрепить навыки личной гигиены - познакомить детей с тем, как устроено тело человека - закрепить значение частей тела (скелет, мышцы) - научить измерять свой рост закрепить знания о правильной осанке и её важном значении для человека - приучать контролировать правильное положение тела при сидении за столом -воспитывать стремление осознанно следить за осанкой - в каких продуктах они находятся? для д/игра «Вредно-полезно»; рисование по теме: мультимедиа, «Мои любимые витамины! карандаши д/игры, цветные Беседа по вопросам: - какая у меня кожа? Для Плакаты, презентация, чего она служит? мультимедиа, Почему нужно мыть не только руки? Чтение стихотворения А. Барто «Ах ты девочка чумазая!» Беседа по темам: «Наш скелет и мышцы»; Плакаты, викторинаНазови полезные упражнения для шеи; спины, презентация по теме: для чего их нужно выполнять правильно и «Наш скелет и мышцы» регулярно? мультимедиа Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?» Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки: отжимания, пресс, «лодочка», «Велосипед» Плакаты, презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет), фишки для фиксации правильных ответов 8. стр.56 «Зоркие глазки». - Дать детям доступные Разучить комплексы знания о назначении глаз и их гимнастики для глаз. роли в жизни человека - повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики - познакомить с правилами личной гигиены для глаз Беседы по темам: - «Для чего нужны глаза человеку»; «Как бережно относиться к своему зрению», «Правила гигиены для глаз». Разучить комплексы гимнастики для глаз. 9. стр.59 «Носик, уши и глаза - дать понятие об органах помогают нам всегда» слуха, зрения, обоняния с использованием - продолжать воспитывать интерактивной доски стремление к ЗОЖ воспитывать умение самостоятельно выполнять гимнастику для глаз «Чтобы зубки не - продолжать знакомить с болели». основами правильного Практическое. Учимся питания и полезной пищиправильно чистить дать понятия о полезных и зубы. вредных продуктах для наших зубов - учить правильно чистить зубы Беседа по вопросам: какие у меня газа? Какие презентация, мои ушки? Для чего нам носик? раздаточные карточки для д/игры «Ассоциации» мультимедиа, 10. стр.63 11. стр.68 «Органы чувств» с -расширить представления о использованием носовом и ротовом дыхании. интерактивной доски - закрепить упражнения дыхательной гимнастики 12. стр.73 «Моё сердце»с сформировать использованием элементарные представления Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики Беседа по темам: - значение здоровых зубов для Презентация о организма человека; правильной гигиене Практическое упражнение как правильно полости рта. чистить зубы Зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вреднополезно»; мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы Беседа по вопросам: -как мы дышим? Как их Презентация об органах беречь нос и горло? дыхания человека. Игры-эксперименты с воздухом: воздушный пособия для шар, мыльные пузыри экспериментов: воздушные шары; мыльные пузыри, самодельные вертушки Беседа по вопросам: - что вы знаете о своем Презентация: «Что сердце? любит твое сердце?». интерактивной доски 13. стр.93 14. 15. стр.76 о сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека - познакомить с правилами бережного отношения к своему сердцу - воспитывать заботливое отношение к своим близким Квест «Путешествие в - дать элементарные понятия страну Здоровья» о правилах ЗОЖ; развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику -продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью КВН с участием 2х - Формировать сознательное команд: «Мы выбираем бережное отношение к своему ЗОЖ!» здоровью. - пропагандировать ЗОЖ в каждой семье «Весёлое путешествие» игра-путешествие . 16. «Датчики стр 76 настроения» по Кареповой Как работает наше сердце? Что значит «золотое сердце?» Практическое упражнение «послушай сердце», Сердечки поощрений. для своё Выполнение заданий от доктора Айболита: Наборы муляжей 1.игра «Полезные продукты» (эстафета) фруктов и овощей, 2 2. сюжетная игра «Дышите – не дышите! корзинки; (вспомнить органы дыхания) 3. весёлая прогулка (по карточкам выбрать Карточки для игры правильную одежду по временам года) «Весёлая прогулка» Просмотр Викторины- презентации о вредных и Презентация Викторина; полезных привычках человека, д/словесная игра раздаточные карточки «Да – Нет!» (мяч) развивающая игра для д/игры, мяч «Ассоциации» -продолжать формировать просмотр презентации о зимних и летних видах желание у детей осознанно спорта. заниматься физкультурой; спортивно-игровые эстафеты: совершенствовать 1. «Мы – быстрые!» двигательные навыки 2. «Мы – сильные!» -воспитывать умение 3. «Мы – и дружные!» переживать за свою команду Презентация; спортивные атрибуты для эстафет: 10 сигнальных стоек, 2 флажка; стойки, 2 набивных мяча (катить вперед, назад бегом – мяч в руках); 2 тоннеля, 4 султанчика моего дать понятие и Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает презентация, представления о своем и почему? Знакомство с «датчиком настроения в раздаточные цветные настроении и его влиянии на группе», правилами его работы. смайлики-карточки для состояние здоровья; Игровые упражнения: изобрази - воспитывать дружеские «Жадину» «Рёвушку» «Радость» « «Любовь»; чувства, желание действовать коммуникативные игры «Если нравится тебе»; дружно, сообща 17. стр.80 18. стр.93 «К здоровью лекарств» без - воспитывать желание вести здоровый образ жизни; - закрепить знания навыков личной гигиены повторить правила Здоровья - нарисовать коллективный рисунок: «Наша группа за здоровье!» - пропагандировать ЗОЖ в Итоговое каждой семье; (развлечение)с закрепить «Золотые приглашением правила здоровья» родителей: «В поисках цветка - побуждать к совместной творческой деятельности Здоровья!» родителей и детей - воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью. д/игры «Какое у тебя настроение?» Д/игра «Правильно – неверно!» (повторение презентация, навыков гигиены) раздаточные карточки Викторина «Золотые здоровья!» (презентация) для д/игры Развивающая игра «Ассоциация» (тематика «Ассоциация»; ЗОЖ) цветные карандаши, ватман Игра-путешествие в «Страну Здоровья»: раздаточные карточки(с использованием карты-схемы передвижений) задания для выполнения и составления общего агитплаката «Наш девиз заданий. – быть здоровыми!»; Средняя – старшая группа Занятие, дата: № п/п 1. стр 47 по Кареповой 2. стр 27 3. стр.39 Раздел, тема: Задачи: «Вот какой я!» (как устроено тело человека) с использованием интерактивной доски Закрепить знания строения тела человека; расширить знания об их назначении. дать элементарные представления о мышцах и скелете\ Содержание: Оборудование: Просмотр презентации «Вот какой я!», Презентация «Мое Беседа: «На кого я похож?» чем я отличаюсь от тело» раздаточные других? Мои помощники (скелет, сердце, карточки для д/игры, легкие, глаза, уши и т.д) мультимедиа Д/игра «Не ошибись!» (показать на плакате части тела, правильно их назвать) «Здоровая пища и - закрепить представления о Беседа по вопросам: - что я люблю из еды? Презентация, правильное питание». том, какая еда полезная, какая Вкусная и невкусная пища. натуральные овощи и Практическое вредная. Почему? - полезная пища, какая она? фрукты; - подвести детей к убеждению Игра «Полезно – не полезно» (настольное лото) раздаточные карточки и пониманию противоречия для д/игры, «мне нравится эта еда, но она мультимедиа, мяч моему организму не полезна» - довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия. - установить взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ «Профилактика - сформировать представления Беседа по вопросам: - почему люди болеют презентация, простудных о том, что человек может гриппом? раздаточные карточки заболеваний». уберечь себя от некоторых - как правильно лечиться от гриппа? для д/игры, Игровое «Советы заболеваний - какой витамин очень полезен при ОРВИ мультимедиа, Совуньи» закрепить навык - в каких полезных продуктах он содержится? самомассажа и упражнения су- - что необходимо делать, чтобы уберечь себя от 4. стр.65 Квест «Станция Витаминная» по Гуменюк 5. стр.67 по Кареповой 6. стр. 53 по Кареповой 7. «Чистота – здоровья». Практическое. залог «Моё тело» с использованием интерактивной доски «Моя правильная джок терапии - развивать любознательность и интерес к окружающему миру - воспитывать желание и стремление быть здоровым - дать детям более широкое понятие о пользе «витаминов» - обогащать словарный запас детей, связную речь - продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ - формировать представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают знакомиться с окружающим миром - обобщать имеющиеся у детей знания о функциях органов человека - продолжать приобщение детей к ЗОЖ стимулировать познавательные процессы детей - закрепить навыки личной гигиены - познакомить детей с тем, как устроено тело человека - закрепить значение частей тела (скелет, мышцы, сердце, легкие, внутренние органы) - научить измерять свой рост закрепить знания о вирусных заболеваний? Игровое упражнение продукты» «Выбери полезные Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины? - в каких продуктах они находятся? д/игра «Вредно-полезно»; рисование по теме: «Я люблю витамины! Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши Беседа по вопросам: - какая у меня кожа? Для Плакаты, презентация, чего она служит? мультимедиа, Почему нужно мыть не только руки? Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» Беседа по темам: «Красивая осанка- залог здоровья!» Рассматривание осанки бабы Яги и Василисы Прекрасной, беседа по вопросам Викторина-презентация, практические упр. по профилактике нарушений осанки (мячи-фитболы) Беседа «Для чего необходимо укреплять свои презентация, осанка». Практическое по (выполнение Чермашенцевой упражнений осанки) правильной осанке и её важном значении для человека - приучать контролировать для правильное положение тела при сидении за столом - повторить 5 основных упражнений для формирования правильной осанки. Воспитывать стремление осознанно следить за осанкой 8. «Зоркие глазки» с - Дать детям доступные стр.99 использованием знания о назначении глаз и их по интерактивной доски роли в жизни человека Чермашенцевой повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики способствовать развитию связной речи, побуждать детей ясно и четко выражать свои мысли развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание и зрительную память - познакомить с правилами личной гигиены для глаз 9. «Соблюдай режим - дать понятие о режиме дня и стр.74 дня» его значении в жизни людей стр.104 по Кареповой 10. стр.69 по Кареповой «Чтобы зубы не болели». Практическое — учимся правильно выполнять движения зубной щеткой. - продолжать знакомить с основами правильного питания и полезной пищидать понятия о полезных и вредных продуктах для наших мышцы?» Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки выполнение упражнений для формирования правильной осанки (стойка у стены, О.С. – 30сек; лежа на полу - упр. «лодочка», «рыбка»; «морская звезда», планка мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет) Беседы по темам: - «Значение глаз в жизни Познавательная человека» «Как бережно относиться к своему викторина презентация зрению», «Правила гигиены для глаз» «Глаза — зеркало души» раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики (цветные схемытренажеры) Беседа по вопросам: когда нужно ложиться спать? А просыпаться? Как называется часть суток после утра? Назовите части суток, что правльно выполнять в каждой из них. Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека; Практическое упражнение как правильно чистить зубы. Мультик про Нехочуху. раздаточные карточки для д/игры «Режим дня» Плакат, зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вреднополезно» мультфильм о крокодиле, который не 11. стр.71 по Кареповой 12. стр.58 по Кареповой 13. стр.60 по Кареповой зубов - уточнить правильный способ чистки зубов «Скажи НЕТ вредным -расширить представления о привычкам!»» воздухе, уточнить его свойства и способы обнаружения; выяснить о влиянии загрязненного воздуха на здоровье человека закрепить упражнения дыхательной гимнастики «Знай своё тело: Моё - уточнить элементарные сердце, кровеносная представления о сердце , его система». внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья человека - дать элементарные понятие о кровеносной системе человека. - познакомить с правилами бережного отношения к своему сердцу; - воспитывать заботливое отношение к своим близким «Знай свое тело: уточнить элементарные органы дыхания» понятия о легких человека, их значении в его жизни - формировать представления о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека - развивать коммуникативные умения, артикуляционную и чистил зубы Беседа по вопросам: - что такое органы чувств? Плакаты, презентация, Для чего нужны органы чувств? Как их беречь? пособия для Игры-эксперименты с цветами радуги. (тёплый экспериментов цвет, найти подходящий смайлик, объяснить , почему так думаешь) Беседа по вопросам: рассматривание смайликов презентация, в виде сердечек. Как вы думаете, почему мультфильм, тонометр смайлики с сердечками такие веселые и добрые?(ответы детей) Вы все знаете сердечко-смайлик. Что оно означает? (ответы детей). А ведь у каждого человека есть сердце. Сердце важный помощник нашего организма. У него очень трудная работа, давайте вместе узнаем, как это происходит? (короткий мультик про работу сердца) Практическое упражнение «послушай своё сердце», прослушивание пульса до физических упражнений и после (с использованием тонометра) и без него. Беседа: «Доброе и злое сердце» Беседа по вопросам: подскажите, пожалуйста, какую роль в жизни человека играет сердце (повторение пройденного) – давайте подышим громко и тихо, а что помогает нам дышать? Повторение комплекса дыхательных упражнений. Игры-эксперименты с воздухом: «Свойства воздуха. Прозрачность.» Плакаты, презентация, маленькие зеркала (5-6). Опыты с пакетами, зеркалом. мелкую и общую моторику -продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Знакомство с понятием «чистый» и «загрязнённый воздух». Польза и вред. «Витамины в жизни - Формировать сознательночеловека» бережное отношение к своему по здоровью. Повторить правила Чермашенцевой Здоровья (движение, питание, режим, закаливание) уточнить о значении витаминов в жизни человека Д/игра «Что полезно, а что нет?» беседа с Айболитом о значении витамин в жизни людей. (А Б, С, Д) игра «Узнай и назови» (с закрытыми глазами узнать по вкусу овощи, фрукты, молоко, творог) назвать какие витамины находятся в этих продуктах. Плакаты, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мяч. Для эстафеты стойки, обручи -продолжать формировать просмотр презентации о зимних и летних видах желание у детей осознанно спорта. заниматься физкультурой; спортивно-игровые эстафеты: совершенствовать 4. «Мы – быстрые!» двигательные навыки 5. «Мы – сильные!» -воспитывать умение 6. «Мы –спортивные!» преодолевать трудности, развивать настойчивость, стремление доводить дело до поставленной цели Презентация; спортивные атрибуты для эстафет: 10 сигнальных стоек, 2 флажка; стойки, 2 набивных мяча (катить вперед, назад бегом – мяч в руках); 2 тоннеля, 4 султанчика - сформировать у детей представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья Плакаты, презентация, раздаточные цветные карточки для д/игры «Датчик настроения» 14. стр.92 15. стр.65 «Подружитесь физкультурой!» с по Кареповой 16. стр.79 по Кареповой «Датчики настроения» моего Беседа: что такое настроение? Каким оно бывает и почему? Знакомство с «датчиком настроения в группе», правилами его работы. Игровые упражнения: изобрази «Жадину» «Рёвушку» «Радость» «Страх» «Любовь»; коммуникативные игры «Если нравится тебе»; «Ручеёк» «Всех излечит - уточнить знания о профессии исцелит, добрй доктор врача; по Айболит!» - воспитывать желание вести Чермашенцевой здоровый образ жизни; - закрепить знания навыков личной гигиены - повторить золотые правила Здоровья 18. Итоговое с - пропагандировать ЗОЖ в стр.80 каждой семье; приглашением по Кареповой родителей: - закрепить «Золотые правила здоровья» КВЕСТ: «Путешествие в - побуждать к совместной творческой деятельности страну Здоровья!» родителей и детей - воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью. 17. стр. 95 Плакаты, презентация, Д/игра «Правильно – неверно!» (повторение раздаточные карточки навыков гигиены) для д/игры Викторина «Золотые правила здоровья!» (презентация) Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ) Игра-путешествие в «Страну Здоровья»: (с использованием карты-схемы передвижений) и составления агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»; Защита семейных стенгазет. Вручение Сертификатов каждой семье, за успешное освоение программы «ЗОЖ», награждение за участие в выставке стенгазет Предварительная работа: Выставка семейных стенгазет «Мы выбираем ЗОЖ!» Плакаты, презентация, раздаточные карточки для составления Схемы. Подготовительная группа Занятие, дата: № п/п 1. стр.56-58 по Кареповой 2. стр.27 по Юговой Раздел, тема: Задачи: Содержание: Оборудование: «Организм человека» (как устроено тело человека). Практическое. Обобщить элементарные знания детей о строении тела человека; уточнить понятия об их назначении: костно-мышечного аппарата; Дыхательной системы; Кровеносной системы. (очень кратко и доступно) Просмотр презентации «Мой организм!» (скелет, сердце, легкие, глаза, уши и т.д) коротко перечислить функции органов. 1.Д/ига «Угадай по вкусу» (с закрытыми глазами съесть кусочек фруктов или овощей, отгадать название, ответить на вопрос: как ты догадался? Какой орган тебе помог? 2. игра «Угадай, кто я?» с закрытыми глазами на ощупь водящий отгадывает рядом стоящего ребёнка. 3. выполнить физические упражнения, по схемам: - И.п о.с.. выполнить приседания, наклон, бег на месте, «лодочку», «корзиночку», ответить на вопрос: что помогает человеку двигаться и менять положение тела? Побывать в «огороде» и в «саду» и выяснить, какие полезные растения там растут. В викторине участвует 2 команды (кто больше даст правильных ответов, то и победит) Д/игра «Полезно – не полезно» (лото) презентация, шарф для игры, канапе из овощей и фруктов, карточкисхемы с изображением различных ОРУ. Квест-игра «Во саду ли - закрепить представления в огороде» о том, какая еда полезная, какая вредная. Почему? Дать понятие о здоровом и правильном питании. подвести детей к убеждению и пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но она моему организму не 18 презентация, раздаточные карточки для д/игры, викторина «Угадай-ка!» (назвать правильно овощи, фрукты и ягоды). Мультимедиа. 3. стр84 по Юговой 4. стр.45 по Юговой 5. стр.67 по Кареповой полезна» - довести до осознания детей, что здоровье зависит от качества пищи, её разнообразия. - установить взаимосвязь между правильным питанием и ЗОЖ Сюжетное: В гостях у - закрепить понятия о том, Айболита. как человек может уберечь «Почему люди себя сам от некоторых болеют?» заболеваний развивать любознательность и интерес к окружающему миру - воспитывать желание и стремление быть здоровым Игра-путешествие: - уточнить назначение «Где живут витаминов Д Е В витамины?» - обогащать словарный запас детей, связную речь - продолжать воспитывать стремление к ЗОЖ Игровое «Чистота залог здоровья!» – - закрепить представления о том, как органы чувств (5 наших помощников): глаза, уши, нос, язык и кожа помогают человеку находиться в окружающем 19 Беседа с Айболитом: - почему люди болеют гриппом? - как правильно лечиться от гриппа? Советы Совуньи: -витамин С очень полезен при ОРВИ - в каких полезных продуктах он содержится? - что необходимо делать, чтобы уберечь себя от вирусных заболеваний? Игровое упражнение «Выбери полезные продукты» (с содержанием витамина А С) Беседа по вопросам: - для всем чего нужны витамины? - в каких продуктах они находятся? д/игра «Кто где живёт?»; (какой витамин в каких продуктах) рисование по теме: «Мои любимые витамины!» Беседа по вопросам с Врединой (она неопрятная и великая нехочуха) - какая у меня кожа? - Для чего она служит? - Почему нужно мыть не только руки? Д/игра «Что для чего нужно?» презентация, раздаточные для мультимедиа, карточки д/игры, презентация, раздаточные карточки для д/игры, мультимедиа, цветные карандаши, альбомы Герой-персонаж Вредина (неопрятная) презентация, мультимедиа, 6 стр. 53 по Кареповой 7. стр.53 по Кареповой мире. - продолжать приобщение детей к ЗОЖ стимулировать познавательные процессы детей - закрепить навыки личной гигиены Игровое: «Поможем - продолжать знакомить Незнайке!» детей с тем, как устроено тело человека закрепить значение частей тела (скелет, мышцы, сердце, легкие, внутренние органы) - научить измерять свой рост и вес. «Моя правильная - обобщить понятие о осанка», правильной осанке и её Практическое важном значении для человека - продолжать формировать умение контролировать правильное положение тела при сидении за столом; Ходьбе. - повторить 5 основных упражнений для формирования правильной осанки (стойка у стены, О.С. – 30сек; лежа на полу - упр. «лодочка», «рыбка»; 20 музыкальная разминка «Дружба это работа!» не Беседа по темам: «Наш скелет и мышцы», помогаем Незнайке узнать свой организм. Уточнить работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем. Учимся все вместе измерять свой рост и вес Герой-персонаж Незнайка. презентация, мультимедиа, ростомер и напольные весы. Беседа «Для чего необходимо укреплять свои мышцы?» Спортивная тренировка – выполнение полезных упражнений для формирования красивой осанки. Просмотр презентации о работе систем нашего организма Плакаты, презентация, мультимедиа, мяч для д/игры «Да – Нет» (что полезно для правильной осанки, а что нет). 8. стр 56 9. стр 74 по Кареповой 10. стр 69 по Кареповой отжимания от пола побуждать осознанно следить за осанкой Тематическое: «Глаза – - Дать детям доступные зеркало души знания о назначении глаз и человека» их роли в жизни человека - повторить упражнения профилактической зрительной гимнастики - способствовать развитию связной речи, побуждать детей ясно и четко выражать свои мысли - развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание и зрительную память - познакомить с правилами личной гигиены для глаз Игровое:«Режим дня - - уточнить знания о режиме наш Помогатор!» дня - дать понятие о значении режима дня для человека «Ротовая полость, её - продолжать знакомить с гигиена». основами правильного Практическое. питания и полезной пищидать понятия о полезных и вредных продуктах для наших зубов - уточнить правильный способ чистки зубов 21 Беседы по темам: - «Значение глаз в жизни Плакаты, презентация, человека» «Как бережно относиться к своему раздаточные карточки зрению», «Правила гигиены для глаз» для д/игры, мультимедиа, буклеты с комплексами упражнений для зрительной гимнастики (цветные схемытренажеры) Игра «Не ошибись!» отгадать части суток по картинкам. Игра «Помогатор!» (показать пантомимо действия людей в различные режимные моменты. Беседа по темам: - значение здоровых зубов для организма человека; Практическое упражнение как правильно чистить зубы Карточки для игры; Викторина с вопросами о режиме дня от Фиксиков. Плакат, зубные щетки, раздаточный материал для д/игры «Вреднополезно» мультфильм о крокодиле, который не чистил зубы 11. стр 76 по Кареповой 12. стр стр 58 по Кареповой 13. стр 60 по Кареповой «Наши органы чувств» Опытноисследовательское. -расширить представления о воздухе, уточнить его свойства и способы обнаружения; - выяснить о влиянии загрязненного воздуха на здоровье человека - закрепить упражнения дыхательной гимнастики «Моё сердце» - повторить элементарные представления о сердце, его функциях и роли сердца для здоровья человека; повторить значение кровесносной системы в жизни человека. - воспитывать заботливое отношение к своим близким «Путешествия дать элементарные воздушных пузырьков» понятия о легких человека, их значении в его жизни формировать представления о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека развивать коммуникативные умения, артикуляционную и мелкую и общую моторику -продолжать воспитывать бережное отношение к 22 Беседа по вопросам: - что такое органы чувств? Для чего нужны органы чувств? Как их беречь? Игры-эксперименты с воздухом Смсйлики с разным выражеием эмоций, презентация, пособия для экспериментов Беседа по вопросам: - что вы знаете о своем сердце? Как работает наше сердце? Для чего организму кровь? Практическое упражнение «послушай своё сердце», прослушивание пульса до физических упражнений и после (с использованием тонометра) и без него Презентация, тонометр Беседа по вопросам: подскажите, Плакаты, презентация, пожалуйста, какую роль в жизни человека маленькие зеркала (5-6) играет сердце (повторение пройденного) – давайте подышим громко и тихо, а что помогает нам дышать? Повторение комплекса дыхательных упражнений 14. стр 71 по Кареповой 15. стр. 65 по Кареповой 16. стр 79 по Кареповой 17. стр130 по Чермашенцевой 18. стр 84 своему здоровью «НЕТ вредным Формировать привычкам!» сознательный отказ от вредных привычек - пропагандировать ЗОЖ для каждой семьи «Подружитесь с -продолжать формировать физкультурой!» желание у детей осознанно заниматься физкультурой; совершенствовать двигательные навыки -воспитывать умение преодолевать трудности, развивать настойчивость, стремление доводить дело до поставленной цели «Датчики моего - сформировать у детей настроения» представления о своем настроении и его влиянии на состояние здоровья Просмотр презентации о вредных привычках Плакаты, презентация, человека, знакомство с правилом «НЕТ – раздаточные карточки вредным привычкам» д/словесная игра «Да – для д/игры, мяч Нет!» (мяч) развивающая игра «Ассоциации» просмотр презентации о зимних и летних Презентация; видах спорта. спортивные атрибуты спортивно-игровые эстафеты: для эстафет: 1.Спортивные тренировка! Стойки, обручи, 2. Силачи медболы 1кг, барьерные 3.Мы баскетболисты! стойки, баскетбольные 4.Лыжная гонка мячи, «ходульки», тоннели. Грамоты для награждения Беседа: что такое настроение? Каким оно Плакаты, презентация, бывает и почему? Знакомство с «датчиком раздаточные цветные настроения в группе», правилами его работы. смайлики карточки для Игровые упражнения: изобрази д/игры «Датчик «Жадину» «Рёвушку» «Радость» «Страх» настроения» «Любовь»; коммуникативные игры «Если нравится тебе»; «Ручеёк» Д/игра «Правильно – неверно!» (Повторение Плакаты, презентация, навыков гигиены) раздаточные карточки Викторина «Золотые правила здоровья!» для д/игры (Презентация) Развивающая игра «Ассоциация» (тематика ЗОЖ) «Я здоровье своё – - воспитывать желание берегу» вести здоровый образ жизни; - закрепить знания навыков личной гигиены повторить золотые правила Здоровья Предварительная Итоговое с - пропагандировать ЗОЖ в Игра-путешествие в «Страну Здоровья»: каждой семье; (с использованием карты-схемы работа: Выставка приглашением 23 по Кареповой родителей: КВЕСТ: «В поисках Здоровья!» закрепить «Золотые правила здоровья» книги - побуждать к совместной творческой деятельности родителей и детей - воспитывать заботливое и бережное отношение друг к своему здоровью. 24 передвижений) и составления агитплаката «Наш девиз – быть здоровыми!»; Защита семейных стенгазет. Вручение Сертификатов каждой семье, за успешное освоение программы «ЗОЖ», награждение за участие в выставке стенгазет семейных стенгазет «Мы выбираем ЗОЖ!» Плакаты, презентация, раздаточные карточки для составления Схемы. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Учебно-методическое обеспечение программы 1.Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/ М.: Физкультура и спорт, 1999 2.Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: метод.пособие/.- М.: Мозаика Синтез, 20015.-112с. 3.Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание.- 2018 - №1.- с.115. 4. Доскин, В.А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей, инструкторов физкультуры/. – М.: Просвещение, 2002 5. Карепова Т.Г Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/- Волгоград: Учитель, 2011.- 170с. 6. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ - М,: Медицина, 1989 7. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М:Гном, 2004 8. Чермашенцева О.В. Основызопасного поведения дошкольников: занятия, рекомендации / Волглград:Учитель, 2008. - 207с. 9. Югова М.Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей3-7 лет: планирование, занятия, игры / - Волгоград: Учитель-137с. 3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды Картотека бесед Картотека дидактических игр Серии сюжетных картинок Атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр Плакаты с правилами поведения на дорогах Видеотека Все вышеперечисленные средства соответствуют гигиеническим требованиям и возрасту дошкольников 3.3 Работа с родителями 1. 2. 3. 4. День открытых Проведение утренней гимнастики для малышей дверей Проведение занятия «Мой веселый звонкий мяч» Организация игр на площадке Сотрудничество «Осенний марафон» - спортивный досуг «Наши папы сильные, смелые, умелые». – спортивный досуг посвященный 23 февраля Консультации «Как провести выходной день с ребенком» «Совместная работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей» Наглядность Изготовление фотостендов на тему «Мама, папа, я - спортивная семья» 25 Сентябрь Октябрь Сентябрь Февраль Декабрь Апрель Май 26